ИСТОРИЯ
ГРАФФИТИ
Принято думать, что граффити появились на
свет в Нью-Йорке конца 60-х, когда тинейджер по имени
Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним
TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки
по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили
TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние "райтеры"
ни черта не заботились о том поймут ли их каракули уличные
зеваки. Однако, с появлением сотен "голодных"
писателей, читаемость отдельного наскального хита стала
приобретать особую важность и все с одной единственной
целью - привлечь внимание прохожих. На этом этапе стиль
письма и выбор места также играли заметную роль. Каждому
хотелось выделится из общей массы и получить признание
себе подобных.
Но по-настоящему борьба развернулась, когда
писатели открылидля себя подземку Нью-Йорка. Место было
что надо - размалеванные хитрыми буквосплетениями, составы
мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска граффити
постепенно стала "просачиваться" внутрь вагонов.
Теперь уже выбор локаций уступает в важности и первостепенности
самому письму. Ведь изначально все буковки строились ровно
в ряд и читались с пол-пинка. С появлением же радикальных
стилей трудночитаемые каракули привлекали все больше внимания.
А вот стиль письма, как способ узнать, кто
эту гадость накалякал, исчерпал себя. И писатели устремились
приручать цвет и размер. Некто Stey и кое-кто еще стали
выписывать свои имена на внешности поездов тонкими вытянутыми
белыми буквами. И - что делало их непохожими - во всю
длину и ширину вагона.
Открытие толстых колпачков привело к созданию
подлинных шедевров. Так парень, СуперКуль заметил, что
замена узеньких колпачков спрэющих баллонов на пузатые
позволят ему "накрывать" больше поверхности
широкими размашистыми "мазками". И вот, значит,
этот Супер с баллоном желтого и розового и фэткэпом на
конце вступил на территорию парка подвижных составов и
выписал свой нэйм. Получились жирные розовые буковки в
розовом окаймлении. Работабыла так себе, но в то же самое
время это был самый цветной и выразительный кусок в мире
граффити, созданный в рамках "субвей систеам".
А писатель фразы из бронкса был первым, кто развил успех
СуперКуля и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться
окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стали аккуратными,
и стили писателя из Бронкса получил название Бабле.
Следующая революция в стиле произошла, когда
Пистол - уже Бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D.
Работа состояла из самого имени в красно-белом с голубой
окантовкой, что давало трехмерное настроение. Писатели
со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот пьес.
Город бредил повторением подвига, но и думать не смел
о состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя
люди добились своего, каждый делал 3D со своими штрихами
- начались "стилевые войны".
Как только культура заявила о себе в полный
голос, был снят документальный фильм "Cтиль",
написаны книги. Многие молодые люди стали извергать свои
псевдонимы на улицах своих городов. Кто-то спрэил из-за
моды и популярности, но еще больше тинов подошли к этому
серьезно. Скоро мода прошла, и остались те, кто реально
двигал культуру граффити много-много лет.
Как, не обидно, но мы уже смирились с тем,
что в Россию, все приходит с запозданием, та же ситуация
и с граффити, когда в Америке и Европе (кто ездил, тот
видел разбомбленные стены), после бурных бомбежек, граффити
начало принимать цивилизованный оборот, в России оно только
зарождалось. И не удивительно то, что все это было (и
во многом остается) нелегально, вы можете себе представить
что бы сделали с человеком расписывающим, автобус - в
доперестроечные времена?
В Россию граффити попало в конце 80-х годов,
но лишь спустя более 10 лет, заполнила умы разно слоняющихся
масс и, перехлеснув через край, вылилась в доселе невиданным
причудливым узором на серые улицы. Прошли времена, когда
практически о каждом новом рисунке можно было узнать от
самих авторов задолго до его появления. Сегодня можно
просто гулять по улицам и все время встречать все новые
и новые работы. Надо признать: граффити в России перестало
быть забавой немногих. Пришло время наглухо заспреенных
кварталов и дерзких налетов - бомбингов!
БАЛЛОНЫ В РУКИ И БОМБИТЬ!